Ученые обнаружили ген старения мозга

Исследователи из Медицинского центра Колумбийского университета обнаружили генетическую вариацию, значительно влияющую на процесс старения мозга. Работа опубликована в журнале Cell Systems.
«Если вы посмотрите на группу пожилых людей, вы заметите, что некоторые из них выглядят старше своих ровесников, а другие — младше. Такие же различия наблюдаются и в лобной доле — области мозга, ответственной за высшие мыслительные процессы. Наши открытия показывают, что многие из этих различий связаны с вариацией гена TMEM106B. Люди, у которых есть две «плохие» копии этого гена, оказываются, по разным биологическим показателям, на 12 лет старше, чем имеющие нормальные копии», — рассказал профессор патологии и неврологии Медицинского центра Колумбийского университета Аза Абелиович.
Ранее ученым удавалось обнаружить отдельные гены, повышающие риск развития различных нейродегенеративных заболеваний, однако, по словам авторов последней работы, влияние этих генов невелико. «Главном фактором риска является старение. Что-то меняется в мозге по мере старения, что делает человека более уязвимым перед заболеваниями мозга», — заметил один из авторов работы, профессор патологи и клеточной биологии Колумбийского университета Харве Ринн.
Исследователи изучили образцы тканей мозга 1904 людей, не страдавших нейродегенеративными заболеваниями. Они сравнили транскриптомы образцов и получили усредненную картину для людей каждого возраста. После этого транскриптом каждого образца сравнили с этим средним. Далее исследователи изучили геном каждого человека, ища те вариации, которые были бы связаны с увеличением разницы с тем же средним.
«Одним из вариантов был TMEM106B. Он очень распространен, — отметил Ринн. — TMEM106B начинает проявляться после 65 лет. До этого возраста все находятся в равных условиях, в какой-то момент включается неизвестное пока воздействие. Если у вас две хорошие копии гена, то вы справляетесь с этим вызовом, если две плохие, ваш мозг стареет быстро».

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-03-16-102435