Тайны происхождения тибетцев

Ученые полагали, что первые люди появились на скованном льдами Тибетском нагорье или Тибетском плато 15 тысяч лет назад. Новый геномный анализ позволяет предположить, что эти данные могут быть увеличены в четыре раза.
Первые люди, решившие добраться до Тибетского плато, которое часто называют «крышей мира», столкнулись с наиболее суровой средой из числа существовавших в то время на нашей планете. Его средняя высота превышает 4500 метров, это холодное и пустынное место, а количество кислорода там вдвое меньше, чем на уровне моря. Первоначально ученые полагали, что первые люди появились там 15 тысяч лет назад, однако новые генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что первое появление там человека могло произойти значительно раньше — возможно, даже 62 тысячи лет назад, то есть в середине последнего ледникового периода. Более глубокие знания относительно истории миграции и роста населения в этом регионе может помочь раскрыть тайны происхождения тибетцев, а также предложить ключи для понимания того, как люди приспосабливались к условиям пониженного содержания кислорода на больших высотах.
Согласно данным исследования, опубликованным недавно в журнале American Journal of Human Genetics, специалисты сегодня лучше понимают историю заселения Тибетского плато благодаря секвенированию целых геномов 38 этнических тибетцев и сравнению полученных результатов с геномным секвенированием других этнических групп. «В результате был обнаружен сложный набор данных, свидетельствующих о доисторической миграции», — говорит Шухуа Сюй, специалист в области популяционной генетики Института биологических наук Китайской академии наук. «Большой неожиданностью оказалась древность секвенированных тибетских ДНК, — продолжает Сюй. — Они могут иметь отношение к предкам, которые жили в период от 62 тысяч лет назад до 38 тысяч лет назад, и, возможно, эти данные относятся к самому раннему заселению этого плато».
Когда воздействие ледникового периода усилилось после первой миграции, генетическое смешение между тибетцами и другими народами остановилось, и так продолжалось десятки тысяч лет, что свидетельствует о том, что миграция в район Тибета сократилась в тот момент до минимума. «Вероятно, миграционные маршруты были перекрыты льдами, — говорит Сюй. — По ним было сложно пройти даже самым сильным охотникам-собирателям».
Однако примерно в период с 15 тысяч лет назад до 9 тысяч лет назад — после так называемого последнего ледникового максимума, то есть в самое суровое время, когда ледяной покров достигал своих самый высоких значений — тысячи людей направились в Тибет. «Это наиболее значительная волна миграции, которая и сформировала современный тибетский генный пул», — говорит Сюй. Подобная концепция хорошо сочетается с некоторыми независимыми данными, которые свидетельствуют о том, что у тибетцев в период с 12,8 тысяч лет назад до 8 тысяч лет назад стали проходить мутации, защищавшие их от гипоксии.
Команда Сюя первой осуществили секвенирование целого тибетского генома, и «полученные результаты просто впечатляют», — говорит археолог Марк Олдендерфер (Mark Aldenderfer) из Калифорнийского университета в Мерседе (Merced), не принимавший участия в этом исследовании. В результате «были получены дополнительные данные относительно того, как различные популяции из разных направлений объединяли свои гены и, в конечном итоге, появились люди, которых мы сегодня называем тибетцами», — добавляет он.
Полученные данные позволяют говорить о том, что 94% генетического материала современных тибетцев имеют отношение к современному человеку — возможно, они появились в этом регионе в ходе второй миграционной волны, — а остальная часть относится к представителям исчезнувшего вида. Современная часть тибетского генома говорит о наличии смешанного наследия: 82% процента генетического материала тибетцы разделяют с другими жителями Восточной Азии, 11% с жителями Центральной Азии и 6% с жителями Южной Азии.
Кроме того, команда Сюя идентифицировала специфически тибетский сегмент, который оказался очень похожим на геном усть-ишимского человека (современные люди, жившие в Сибири 45 тысяч лет назад), а также нескольких исчезнувших видов, включая неандертальцев, денисовских людей и неизвестных групп. Этот сегмент состоит из восьми генов, а один из них известен как имеющий решающее значение для адаптации на большой высоте. «Это означает, что Тибет всегда был заселен — даже в самые сложные периоды с точки зрения климата», — говорит Сюй.
Эта идея противоречит широко распространенному мнению о том, что население этого плато вымирало в суровые с точки зрения климата периоды, в том числе во время последнего ледникового максимума, говорит Дэвид Чжан, географ из Гонконгского университета, не участвовавший в работе группы Сюя. Олдердерфер и другие специалисты признают, что это плато могло служить убежищем для людей во время ледникового периода. «Было немало пригодных для жизни мест (для этих ранних популяций), где местные условия не были такими плохими — речь идет о долинах больших рек на этом плато», — говорит он.
Поддерживает идею относительно заселенности Тибета и исследование, представленное на 33-м Международном географическом конгрессе, который проходил прошлым летом в Пекине. На нем группа специалистов сообщила о самых ранних археологических свидетельствах присутствия человека, которые относятся к периоду от 39 тысяч лет назад до 31 тысячи лет назад. Место раскопок, где было найдено много каменных инструментов и останков животных, находится на берегу реки Салуин в юго-восточной части Тибетского плато.
Различные линии доказательств теперь объединяются и указывают на значительно более древний период и более постоянное присутствие человека на этом плато, чем раньше предполагалось, говорит Олдердерфер. Однако, по его мнению, еще нужно найти недостающие части паззла. «Необходимо провести дополнительные раскопки, чтобы закрыть эти пробелы».

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-02-24-101765