На БАК создали материю времен Большого взрыва

Физики из ЦЕРН заявляют, что им удалось случайно создать на Большом адронном коллайдере (БАК) кварково-глюонную плазму, материю времен Большого взрыва. Результаты этих экспериментов были опубликованы в журнале Nature Physics.
«Мы очень рады этому открытию. У нас появилась новая возможность изучать материю в ее первичном состоянии. Возможность изучать кварково-глюонную плазму в более простых и удобных условиях, таких как столкновения протонов, открывает для нас целое новое измерение того, как мы можем изучать то, как Вселенная вела себя во время и до Большого взрыва», — заявил Федерико Антинори (Federcio Antinori), официальный представитель коллаборации ALICE в рамках БАК.
Так называемая кварково-глюонная плазма, или «квагма», представляет собой материю, «разобранную» на мельчайшие частицы – кварки и глюоны, обычно удерживаемые внутри протонов, нейтронов и других частиц сильными ядерными взаимодействиями. Для «освобождения» кварков и глюонов необходимы гигантские температуры и энергии, которые, как сегодня считают ученые, существовали в природе только в момент Большого взрыва.
Примерно десять лет назад физики выяснили, что такие условия можно создать, если сталкивать достаточно тяжелые ионы друг с другом при помощи мощных ускорителей частиц. Долгое время ученые считали, что иным образом «квагму» получить невозможно, но в прошлом году они увидели первые признаки того, что это не так, когда изучали результаты последних экспериментов на детекторе CMS в составе БАК. Оказалось, что «первичная материя Вселенной» образуется при столкновениях одиночных протонов и ионов свинца.
Антинори и его коллеги обнаружили, что некий аналог квагмы возникает и при столкновении протонов между собой, изучая данные, собранные детектором ALICE после перезапуска БАК в апреле 2015 года и по сегодняшний день.
Протоны и нейтроны состоят из двух типов субатомных частиц – «нижних»(d) и «верхних»(u) кварков. Существует еще четыре типа кварков – прелестные (b), зачарованные (c), странные (s) и истинные (t). Они составляют основу экзотических форм материи и не существуют в природе в стабильном виде. Все эти кварки, как рассказывают ученые, могут сформироваться только в присутствии «свободных» глюонов, внутри кварково-глюонной плазмы.
Как показали наблюдения на ALICE, столкновение протонов между собой часто приводило к появлению микроскопических «облачков» из кварково-глюонной плазмы – «супа» из кварков и глюонов из разрушенных протонов, разогретых до невообразимо высоких температур – около четырех триллионов градусов Цельсия. Ее следы в виде частиц, содержащих так называемые «странные» кварки, были зафиксированы детектором в больших количествах.
Что интересно, частицы с большим числом «странных» кварков появлялись чаще, чем остальные продукты столкновений протонов. Как считают ученые, это указывает на необычные обстоятельства их рождения, связанные с теми условиями, которые царили внутри кварково-глюонной плазмы в момент ее формирования.
Это, по их мнению, говорит о том, что свойства «квагмы» можно изучать, используя столкновения «удобных» для физиков протонов, а не сложных тяжелых ионов, что приблизит нас к пониманию того, как Вселенная выглядела до и во время Большого взрыва.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-04-26-103816