Древнейший череп европейца найден в Португалии

Международная группа археологов обнаружила в Португалии фрагменты человеческого черепа возрастом около 400 тысяч лет. Результаты работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS)
Многие ключевые находки, которые могут прояснить эволюцию человека на территории Европы, восходят к среднему плейстоцену (781 000–126 000 лет назад). К этой эпохе относят в том числе появление первых ископаемых предков гоминидов, поздних неандертальцев (Homo neanderthalensis), а также следов ашельской культуры. Тем не менее, число хорошо сохранившихся образцов на известных европейских стоянках незначительно, и в большинстве случаев точно датировать их удается. В Европе наиболее древние (500 000–400 000 лет назад) человеческие черепа были обнаружены в ходе раскопок в Сьерра-де-Атапуэрка (Испания), Сванскомбе (Великобритания) и пещере Араго (Франция). При этом останки из двух первых мест, вероятно, принадлежали неандертальцам, тогда как в Араго исследователи нашли их предполагаемых предков — Homo erectus или, в частности, гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis). В новой работе ученые из Лиссабонского университета и других учреждений описали образец черепа, который также относится к ашельской культуре. Древнейший череп европейца найден в ПортугалииМестоположение стоянок и культурные слои (красным отмечена глубина обнаружения образца) / ©Joan Daura et al., PNAS, 2017 Находка была сделана в 2014 году в одной из пещер карстовой системы Альмонда Грута де Ароейра. Череп с сохранившимися правым сводом (без затылочной кости), фрагментами правой верхней челюсти, носового дна и двух коренных зубов был извлечен из блока брекчии толщиной 2,2 метра на глубине шести метров. Подготовка окаменелости проводилась в реставрационной лаборатории Мадрида в течение двух лет. Согласно радиоуглеродному анализу, минимальный возраст культурного слоя (X-Xb/c), в котором был найден образец, составил 417,7 + 37,3/ -27,5 тысячи лет, кальцитовой корки — 390 ± 14 и 408 ± 18 тысяч лет, возраст самого черепа авторы оценили в 390 000–436 000 лет. Виртуальная реконструкция показала, что объем черепа составлял более 1100 кубических сантиметров, что в сочетании с особенностями строения позволяет отнести его к виду, который эволюционно занимает промежуточное положение между Homo erectus и поздними неандертальцами. Древнейший череп европейца найден в ПортугалииФотография образца, вид сбоку (A), и виртуальная реконструкция, вид снизу (B) / ©Joan Daura et al., PNAS, 2017 По словам ученых, новый образец дополняет анатомическое разнообразие известных ископаемых гоминидов и в будущем поможет прояснить эволюцию неандертальцев. Череп также стал самой западной окаменелостью из когда-либо обнаруженных на территории Европы.
В последние годы исследователи продолжают находить рекордно древние следы предков человека. Ранее археологи обнаружили в одной из пещер Алтайского края старейший из известных каменный браслет, а в Кении — орудия кузнецов, живших более трех миллионов лет назад.

Источник: http://earth-chronicles.ru/news/2017-03-15-102377